Регламент маркировки шин является стандартом ЕС, который предлагает полезную информацию клиентам, заинтересованным в приобретении шин, и позволяет им проверять характеристики продукта перед покупкой.
Регламент маркировки шин для ЕС
Регламент будет обязывать производителей шин предоставлять данные о топливной эффективности и о показателях сцепления шины с мокрым дорожным покрытием, а также о внешних шумовых характеристиках качения для шин:
PCR (C1) - радиальные шины для легковых автомобилей;
LTR (C2) - диагональные шины для лёгких грузовых автомобилей и автофургонов;
TBR (C3) - радиальные шины для грузовых автомобилей и автобусов.
Нехватка достоверной и сравнительной информации о характеристиках шин в настоящее время делает затруднительным для потребителей учет характеристик при принятии ими решения о покупке, в частности, когда приходит время заменить использованный комплект шин. С 1 ноября 2012 года данные об этих характеристиках можно будет получить в местах продажи, а также из технической литературы рекламного характера, например, из каталогов, брошюр или из рекламы в сети Интернет.
Все это делается с целью развития рынка и появления на нем шин с более высокой топливной эффективностью, более безопасных, с более низким уровнем шума, сверх уже имеющихся стандартов. Это также подготовит почву для конкуренции в дальнейшей работе над улучшением характеристик в дополнение к ценам, что послужит дополнительным стимулом для инвестиций в исследования и развитие.
Система этикетирования шин ЕС введена с учетом следующих трех критериев:
- топливная эффективность;
- показатель сцепления шины с мокрым дорожным покрытием;
- уровень шума.
Топливная эффективность

Топливная эффективность измеряется сопротивлением качению (СК) шин.
Сопротивление качению - это сопротивление, которое появляется, когда какой-либо круглый предмет, например, шар или шина, катится по плоской поверхности с постоянной скоростью в прямом направлении. Как правило, это сопротивление вызывается деформацией объекта, деформацией поверхности или и тем, и другим. К дополнительным влияющим факторам относятся радиус колеса, скорость движения вперед, сцепление с поверхностью, а также относительное микроскольжение между контактными поверхностями. Сопротивление качению в значительной степени зависит от материала, из которого изготовлена шина, а также от типа поверхности.
Class
|
PCR (C1)
|
LTR (C2)
|
TBR (C3)
|
A
|
RRC ≤ 6.5
|
RRC ≤ 5.5
|
RRC ≤ 4.0
|
B
|
6.6 ≤ RRC ≤ 7.7
|
5.6 ≤ RRC ≤ 6.7
|
4.1 ≤ RRC ≤ 5.0
|
C
|
7.8 ≤ RRC ≤ 9.0
|
6.8 ≤ RRC ≤ 8.0
|
5.1 ≤ RRC ≤ 6.0
|
D
|
-
|
-
|
6.1 ≤ RRC ≤ 7.0
|
E
|
9.1 ≤ RRC ≤ 10.5
|
8.1 ≤ RRC ≤ 9.2
|
7.1 ≤ RRC ≤ 8.0
|
F
|
10.6 ≤ RRC ≤ 12.0
|
9.3 ≤ RRC ≤ 10.5
|
8.1 ≤ RRC
|
G
|
12.1 ≤ RRC
|
10.6 ≤ RRC
|
-
|
7 классов: от G (минимальная эффективность) до А (максимальная эффективность)
Эффективность может варьироваться в зависимости от типа транспортного средства и условий движения, но разница между классами G и А для полного комплекта шин может сократить потребление топлива на 7,5 % и даже больше, если речь идет о грузовиках.
Показатель сцепления шины с мокрым дорожным покрытием

Показатель сцепления шины с мокрым дорожным покрытиемПоказатель сцепления шины с мокрым дорожным покрытием отображает тормозные характеристики шин на влажных дорожных покрытиях и относится к характеристикам безопасности транспортных средств. Шины с низким сопротивлением качению имеют высокую топливную эффективность, но могут при этом иметь проблемы с безопасностью. Это связано с тем, что шины с низким сопротивлением качению не имеют сцепления с дорожным покрытием, если оно влажное. Поэтому Европейский Совет требует от компаний-производителей шин предоставлять информацию о взаимодействии их шин с поверхностью (или сцеплении) при торможении на влажном дорожном покрытии.
Class
|
PCR (C1)
|
LTR (C2)
|
TBR (C3)
|
A
|
1.55 ≤ G
|
1.40 ≤ G
|
1.25 ≤ G
|
B
|
1.40 ≤ G ≤ 1.54
|
1.25 ≤ G ≤ 1.39
|
1.10 ≤ G ≤ 1.24
|
C
|
1.25 ≤ G ≤ 1.39
|
1.10 ≤ G ≤ 1.24
|
0.95 ≤ G ≤ 1.09
|
D
|
-
|
-
|
0.80 ≤ G ≤ 0.94
|
E
|
1.10 ≤ G ≤ 1.24
|
0.95 ≤ G ≤ 1.09
|
0.65 ≤ G ≤ 0.79
|
F
|
G ≤ 1.09
|
G ≤ 0.94
|
G ≤ 0.64
|
G
|
-
|
-
|
-
|
7 классов от G (максимальный тормозной путь) до A (минимальный тормозной путь)
Эффективность может варьироваться в зависимости от типа транспортного средства и условий движения, но в случае полного торможения разница между классами G и А для комплекта четырех идентичных шин может составлять до 30% длины тормозного пути (например, у типичного пассажирского автомобиля, двигающегося со скоростью 80 км/ч, тормозной путь может сократиться на расстояние до 18 м).
Уровень шума

Уровни внешнего шума измеряются в децибелах (дБ) и отображаются в трех категориях (см. черные полосы слева). Чем больше черных полос, тем больше шума производят шины при движении автомобиля. Помимо показателя шума в децибелах дБ(А) есть пиктограмма, которая показывает, превышает ли характеристика внешнего шума качения шины обязательное предельное значение, которое будет введено в Европе (3 черные полосы = более шумная шина), находится ли данная характеристика между предельным значением и 3 дБ ниже его (2 черные полосы = шина со средним шумом), или характеристика внешнего шума находится ниже предельного значения более чем на 3 дБ (1 черная полоса = шина с низким уровнем шума).
Нормы нового регламента обязательны для применения во всех странах Евросоюза для любых автомобильных шин, за исключением:
• восстановленных;
• шипованных и предназначенных для запасных колес;
• гоночных;
• профессиональных внедорожных;
• диаметром до 10” и выше 25”;
• с индексом скорости шин до 80 км/ч;
• для автомобилей с датой первой регистрации до 1 октября 1990 года.