Экономия, подорожание и серый рынок: как обстоят дела на рынке запчастей

10 октября 2016
 
Современный автомобильный рынок, как первичный, так и вторичный, переживает не лучшие времена. Сокращение объемов накопления у населения, снижение доходов и заметный рост цен переписывают статистику и роняют кривые графиков продаж. На фоне этой рецессии вдвойне любопытно взглянуть на то, что происходит с рынком автомобильных запчастей и компонентов – оценить динамику цен и продаж, структуру и особенности местной логистики, а заодно понять, начали ли автовладельцы экономить.
 
 
Сам по себе рынок запчастей – штука довольно закрытая и не поддающаяся доскональному изучению, хотя бы из-за немалых объемов «серой» и откровенно контрафактной продукции. Тем не менее, нам удалось найти эксперта, который согласился поделиться информацией из собственных источников. Егор Валетко, основатель компании АВД поведал о том, как изменился рынок за последние три года, откуда к нам едут запчасти, и каковы особенности белорусской логистики.

 

Больше – не значит лучше

 
На сегодняшний день в Белоруссии зарегистрировано более 10 миллионов автомобилей, 5 миллионов из которых были выпущены до 2005 года. Такой возрастной состав автопарка предполагает немалый спрос на запчасти, поскольку машины старше 10 лет куда чаще нуждаются в ремонте и замене комплектующих. Тем временем покупательская способность населения за последние месяцы заметно изменилась: свою роль в этом сыграли экономический спад и не стабильная ситуация с рублем.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
В прошлом году итоги автомобильных продаж 2015 года были следующие: первичный рынок упал на 15% относительно прошлого года. В некоторой степени это обусловлено оттоком части потенциальных покупателей, обративших взгляд на покупку новых авто из России и «вторички» вместо приобретения авто из салона. На этом фоне вполне логичным выглядит то, что и вторичный рынок автозапчастей (то есть рынок запчастей для подержанных автомобилей) тоже переживает рост.
 
В результате за последние три года спрос на комплектующие вторичного рынка вырос в количественном выражении: в 2015 году объем автомобильных запчастей на вторичном рынке составил более 500 миллион единиц, что на 1,8% больше, чем за 2013 год. Однако в денежном выражении тенденция обратная: комплектующие потеряли 
0,8% от прошлогоднего результата. Основной причиной этого является сильное ослабление рубля относительно основных торговых валют. Результаты продаж за 2015 год пока подведены не были, но эксперты считают, что тенденция роста автопарка приведет к увеличению продаж запчастей на 1,7%, а общая стоимость товаров из-за девальвации рубля относительно американской валюты сократится более чем на 4%.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
Наибольшим спросом на рынке запчастей пользуются три категории: масла, шины, детали подвески. В 2015 году продажи шин на белорусском рынке составили около 20 миллионов экземпляров в год общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов, что составляет примерно 15% от всего рынка комплектующих в денежном измерении. Элементы подвески заняли второе место и 1/10 от общего спроса, что составляет около 1 миллиард долларов. На третьем месте в рейтинге – масла и технические жидкости с долей в 8%: за 2015 год их было использовано на 70 миллиона литров, что эквивалентно почти 300 миллионов долларов. Также стоит отметить детали тормозной системы, фильтры и элементы трансмиссии – все эти категории ежегодно обходятся белорусскому автопарку более чем в 100 миллионов долларов.
 
 

Опасная экономия

 
Как уже упоминалось, одним из ключевых факторов формирования цены и спроса на рынке автомобильных комплектующих стало снижение курса белорусской валюты. Частные автовладельцы стали чаще прибегать к услугам поставщиков необходимых запчастей, а не обращаться в магазины-посредники – это один из способов сэкономить на ремонте. Более того, почти половина водителей и вовсе оттягивает его до последнего, ремонтируя своего «железного коня» только при крайней необходимости.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
Кризис в Беларуси сказался и на услугах официальных сервисных центров, где стоимость работ выросла в среднем на 15%. Желающие сэкономить обращаются за помощью в частные автомастерские или гаражные сервисы сразу после того, как истекает гарантийный срок службы машины. По причине все той же экономии растут продажи деталей, бывших в использовании. Владельцы неисправных автомобилей нередко распродают их на запчасти, а спрос на эти товары связан с их невысокой стоимостью: они обходятся примерно в два раза дешевле новых.
 
 
 

Безрадостная динамика цен

 
Экономия в сложившихся условиях – факт неудивительный (если он, разумеется, не доходит до абсурда). Чтобы более наглядно оценить, что происходило с ценами за последние три года, мы сделали выборку по нескольким позициям и для автомобилей нескольких ценовых категорий. Это, впрочем, не сильно повлияло на итоговый вывод – «подорожало». Но не будем забегать вперед.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby

 

 

Откуда берутся запчасти

 
Если говорить о структуре современного рынка комплектующих, то лидером среди мировых производителей является Китай: треть всех автомобильных запчастей Европы произведена в Поднебесной. Причины очевидны: низкая стоимость рабочей силы и грамотно выстроенная логистика. Однако тот факт, что деталь произведена в Китае, не говорит о том, что она некачественна, ведь многие известные бренды, такие как Ford, General Motors, Hyundai, Bosch, Continental имеют собственные фабрики в этой стране.
 
Крупные компании стараются локализовать производство своей продукции в странах, где у них имеется свой сборочный цех и наблюдается высокий спрос. Такой подход позволяет снизить затраты на транспортировку деталей и быстро адаптироваться к изменениям в экономике государства. В число этих стран входит и наша соседня страна Россия – здесь расположено не только множество сборочных автомобильных производств, но и заводов по изготовлению запасных частей и даже основных узлов и агрегатов. Такие компании, как Ford и Mercedes-Benz собирают здесь свои двигатели, и в одном интервью с вице-президентом Mercedes-Benz Vans Сореном Хезе сообщил, что полностью удовлетворены качеством итоговых продуктов.
 

автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
Несмотря на это, по оценкам экспертов, доля «черного» импорта автомобильных компонентов для иномарок в Белоруссию превышает 40%. В этот показатель входит как не прошедшая таможенный контроль продукция официальных поставщиков, ввезенная контрабандой, так и неоригинальная продукция, произведенная на территории развивающихся стран. Еще в 2013 году треть объема продаж запчастей и компонентов составляла контрафактная продукция, и рассчитывать на сильное сокращение в этой области точно не стоит. Это тем более маловероятно, что подделываются в основном массовые и недорогие компоненты и расходники – тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески, а выявить подобную продукцию довольно сложно.
 
Логистика, внешняя и внутренняя
 
Оригинальные запчасти поставляются на территорию Беларусь через собственную сеть автомобильного производителя в конкретном регионе. Изначально товар поступает на собственный склад компании в Европе, затем отправляется на склад в Беларусь, после чего поставляется в официальный дилерский центр. Логистика оригинальных комплектующих строится компаниями-производителями, поэтому отстроена она очень грамотно и исключает их перепродажу на пути к потребителю.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
Так называемые «серые» оригинальные комплектующие поступают не из Европы, а по иным каналам напрямую к посреднику или покупателю. Как правило, поставки организуются из ОАЭ, Польше, Литва и Латвия и Россия(там 70% серого импорта) так как в этой стране продукция официального производителя значительно дешевле. Несмотря на то, что уже были попытки ограничения «серого» импорта в Беларусь, успеха это не принесло. К тому же, здесь схема доставки к потребителю имеет сложное строение. Товар оптом закупается контрабандистами на территории государства и нелегально минует таможенный контроль. В России он перепродается в приграничных городах и направляется в точку назначения - Беларусь.
 
К логистическим особенностям белорусского рынка автозапчастей стоит отнести небольшое количество складов. Розничные магазины предпочитают не хранить товар, а заказывать его у производителя при необходимости. Безусловно, такой подход сказывается на сроках доставки – автозапчасть из Японии или Кореи иногда приходится ждать более двух-трех месяцев. Для сравнения, в Европе отработана иная система: там раз в шесть месяцев специальный отдел торговой компании составляет прогноз о необходимом количестве товара на конкретном складе, в соответствии с которым производятся закупки.
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске, авд, avdby
 
 
 
Неоригинальные детали изготавливаются методом копирования официального продукта со снижением стоимости за счет ухудшения качества используемого материала и отсутствия накрутки за «бренд». Напрямую приобрести такие товары проблематично, обычно с ними сотрудничают частные СТО и маленькие магазины. «Черные» комплектующие наиболее привлекательны по цене, но их качество далеко от идеала. Неоригинальные детали за время своего пути к потребителю успевают пройти через несколько оптовых каналов, из-за чего стоимость может увеличиться до 200% от себестоимости товара и более.
 
Подводя итоги
 
Как можно видеть, рынок автомобильных комплектующих в Беларусь демонстрирует рецессию на протяжении последних трех лет: несмотря на расширение автопарка и увеличение количества продаваемого товара в количественном выражении, его финансовая емкость снижается. Рассчитывать на изменение ситуации пока не приходится – для этого должна вырасти как покупательская способность, так и курс российской валюты, который тоже оказывает значительное влияние на рынок. А потому можно сказать, что текущее положение на рынке автомобильных запчастей и компонентов во многом схоже с таковым в продажах новых автомобилей – главное отличие лишь в том, что несмотря на рост объемов, увеличения прибыли ждать пока не приходится.
 
 
Понравилась статья? Поделись в своей социальной сети и поддержи наш проект :) 
у нашего сотрудника ушло около 2 часов на эту статью.  
 
 
 
 
автомобильные запчасти в минске, низкие цены на запчасти в минске на на машины альфа ромео, кадиллак, ауди, чери, крайслер, ситроен, форд, додж, хонда, хаммер, инфинити, ягуар, джип, жип, киа, лексус, мазда, лифан, линкольн, мерседес, митсубиси, ниссан, дасия, део, опель, пежо, понтиак, порше, рено, ровер, сааб, родстер, саманда, шкода, смарт, сан янг, субару, сузуки, фольксваген, пассат, бмв, гольф, опель астра, вектра, пежо 406, вольва, фокус, рено сценик и других автомобилей.